|
|
|
Проект перспективного развитияМОБУ ООШ д.Старошареево, составленный на основе национальной образовательной инициативы«Наша новая школа»на 2011-2015 учебный год
Содержание Раздел 1 Актуальность и концепция Программы развития школы 1.1. Проблемный анализ состояния школы ………………………………………………..…2 1.2. Текущее состояние школы и необходимость принятия новой Программы развития…3 1.3. Концепция Программы развития школы на период 2011 – 2015гг……………...……..15 1.4. Проект Программы развития школы……………………………………………………..16 Раздел 2 Совершенствование деятельности всего образовательного пространства 2.1. Обновление образовательных стандартов……………………………………………….19 2.2. Внедрение современных образовательных и информационно-коммуникативных технологий в рамках традиционного урока…………………………………………………..20 2.3. Внедрение нестандартных форм организации учебного процесса как альтернативы традиционному уроку…………………………………………………………………………..21 2.4. Программа поддержки одаренных детей………………………………………………...22 2.5. Программа «Здоровье школьников»……………………………………………………...25 2.6. Организация воспитательной работы в школе………………………………………..…29 2.7. Создание условий для развития творческих способностей и самореализации учительского потенциала………………………………………………………………………34 Раздел 3.Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления............................................................................................................................37 4 Основные направления развития ресурсной базы школы на 2011-2015 уч.год в процессе реализации Программы развития 4.1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса школы…..……..38 4.2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса школы…………..…..38 4.3. Финансовое обеспечение реализации Программы развития……………………………38
Раздел 1 Актуальность и концепция Программы развития школы
1.1. Проблемный анализ состояния школы
Программа развития МОБУ ООШ д.Старошареево на 2011-2015 ставила главной целью обеспечение качественного выполнения государственных программ предметов учебного плана. Заявленные Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» повышение качества образования, его доступности и эффективности требуют конкретизации применительно к деятельности образовательного учреждения с учетом все более возрастающей роли образования в развитии личности и общества, ориентации образования на социальный эффект. Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми обучающимися образовательной программы, формирования навыков исследовательской деятельности обучающихся, подготовки их к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях развития компетентностного подхода и оценки качества образования в школе на основе единого государственного экзамена. Важной для школы является проблема введения и эффективного использования современных образовательных технологий. Проблема заключается в необходимости сочетания новых технологий и лучших отечественных традиций образования. Важной проблемой является доступность образования, которая понимается педагогами школы в контексте новых образовательных технологий. Доступность образования заключается в создании особых психолого-педагогических условий в школе, позволяющих каждому обучающемуся освоить образовательную программу и быть успешным. Важной проблемой, которую призвана решать настоящая программа развития, является демократизация школьного уклада. Особенно важным является использование потенциала родителей и местного сообщества в качестве ресурса развития школы. Как показывает анализ проблем, которые решает в настоящее время школа, необходим целостный подход к их решению. Педагоги и родительская общественность в качестве такого целостного подхода рассматривают средовой подход. По данному научно-практическому направлению в течение ряда лет в школе были проведены педагогические советы, родительские собрания, семинары. В результате обсуждения проблем, которые решает школа, было принято решение создания данной Программы развития школы.
1.2. Текущее состояние школы и необходимость принятия новой Программы развития МОБУ ООШ д.Старошареево образована в 1990 году. На сегодняшний день в школе реализуются программы начального, основного общего образования. Традициями школы являются открытость образовательного процесса, уважение к личности обучающегося и педагога, создание условий для развития каждого обучающегося с учетом его индивидуальных образовательных потребностей и возможностей, организация условий для непрерывного образования обучающихся, признание любых позитивных изменений в процессе и результатах образовательной деятельности в качестве достижений обучающихся, ориентация на использование современных педагогических технологий. По состоянию на 1 сентября 2010 года в школе обучается 54 обучающихся: из них в начальной школе – 14 обучающихся, в основной школе – 30 обучающихся.
Организация образовательного процесса Учебный план МОБУ ООШ д.Старошареево на 2010-2011 учебный год разработан на основе регионального базисного учебного плана и примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан с родным (нерусским) языком обучения на 2010-2011 учебный год. Базисный учебный план МОБУ ООШ д.Старошареево определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта по классам и образовательным областям. Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. В инвариантной части Базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможности продолжения образования, а также национально-региональный компонент республиканского образовательного стандарта, который отражает особенности республики. Учебный год начинается с 1.09.2010 года, заканчивается - 25.05.2011 г. для 1, 9 классов; для 2-8 классов - 31.05.2011 года. Учебный год разбивается на четверти и после каждой четверти предусмотрены обязательные каникулы:
Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, 2-8, классов – 35 учебных недель, для 9 класс - 34 недели. В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. № 1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997 в I классе 5-дневная учебная неделя. Режим работы в 2-9 классах организован по шестидневной учебной неделе. Уроки начинаются в 9.00 часов, заканчиваются в 14 часов 40 минут. Продолжительность уроков для 1 класса 35 минут; в 2-8 классах 45 минут. Продолжительность перемен: 1,4,5 перемены по 10 минут, а 2,3 перемены - по 20 минут. Вариативная часть Базисного учебного плана обеспечивает реализацию школьного компонента. Учебный план для 1-4 классов составлен на основе примерного учебного плана (В) для образовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы начального общего образования. Учебный план для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Базисный учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Школьный компонент в 5-9 классах использован на изучение:
В Базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения: федеральный компонент – 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования; региональный (национально-региональный) компонент – 10 процентов; компонент образовательного учреждения –10 процентов. При составлении учебного плана часы, отведенные на преподавание в области «Филология», используется следующим образом. В классах с русским языком обучения изучаются русский язык, русская литература, башкирский язык как государственный в объеме 2 часа в неделю согласно Закону Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» и иностранный язык. В 2-4,8 классах отдельные темы предмета «Культура Башкортостана» изучаются в рамках часов башкирского языка и литературы. Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со II класса, увеличено общее количество часов на его изучение. Изучение иностранного языка ориентировано на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. В связи с тем, что иностранный язык вводится в начальной школе первый год, 3,4 классы будут заниматься по программе 2 класса. Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, в III-IV классах изучаются в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)» и с VIII класса – как самостоятельный учебный предмет. Учебный предмет «Обществознание» изучается с VI по IX класс. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право». Учебный предмет «Искусство» в IX классе используется на «Черчение». Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» вводится для изучения на ступени основного общего образования. На его освоение отведен 1 час в неделю в VIII классе. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается по учебнику И.К.Топоров «ОБЖ для 5-9 классов» М. «Просвещение»,1996г. Часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет «Обществознание». Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура, «Физика», «Химия», «Биология» а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)». С учетом возрастающей роли русского языка в многонациональном федеративном государстве и обязательности экзамена по этому предмету при поступлении в любой вуз введен учебный предмет «Русский язык» в объеме 70 часов на базовом уровне. Учебные предметы оснащены государственными стандартами, которые реализуют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Обязательный минимум обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях образования. Школа реализует общеобразовательные программы, утверждённые Министерством Образования РФ. Программы обеспечены учебниками и учебно-методическими пособиями. Учебные программы осуществляют требования государственного стандарта. Все учебные программы направлены на формирование общих учебных умений, навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, усиление воспитательного потенциала и социально гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждение ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика; готовность ученика использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Планирование учебных дисциплин осуществляется при использовании государственных программ. Миссией первой ступени сегодня является создание творческой среды для персонификации, осознания ребенком себя как целостной личности и субъекта собственного развития. Вся практика работы в начальной школе направлена на целостное развитие индивидуальности младшего школьника. Миссией второй ступени (основная школа) является создание условий для самоопределения подростка. Характерной чертой образовательного процесса на второй ступени является многовариативность образовательных программ, их деятельностный характер. Миссией третьей ступени является обеспечение высокого уровня образования по основным базовым предметам через выстраивание образовательного пространства на основе учета способностей, возможностей, интересов, жизненных планов обучающихся.
Сочетание принципов единоначалия и демократического самоуправления в управлении школой Юридическую ответственность за деятельность школы несет директор, и за ним сохраняется право принятия обязательных для исполнения решений. Промежуточный контроль и ответственность в определенных сферах своих полномочий осуществляет заместитель директора по УВР. Следующий уровень управления представлен методическими объединениями учителей, выделенными по предметному принципу; совет школы, родительский комитет. Совещательным и рекомендательным правом голоса обладают созданные выборные представительские органы: педагогический совет, первичная профсоюзная организация работников школы.
Текущее ресурсное обеспечение школы Кадры. В настоящее время в школе работают 11 учителей. Школа укомплектована кадрами полностью, уровень квалификации соответствует требованиям, предъявляемым к учреждению данного типа и вида. Высшее педагогическое образование имеют 9 педагогов, незаконченное высшее – 1 педагог, среднее специальное – 1 педагог. Росту профессионального мастерства способствует система аттестации педагогических работников Высшую квалификационную категорию имеет 1 учитель, первую квалификационную категорию – 9 учителей. Средний возраст педагогических работников составляет 50 лет. Педагогических работников пенсионного возраста –1. 2011 г. - прошли аттестацию и аккредитацию как основная общеобразовательная школа 2006 г. – принята Программа развития школы на долгосрочный период (2006-2010); 2010 г. – принят новый Устав образовательного учреждения. Проникновение ИКТ-технологий в сферу образования позволило педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Применение ИКТ-технологий позволило педагогам:
Организация образовательного процесса в начальной школе имеет следующие особенности: 1. С 1 сентября 2011г. с 1 класса - переход на новые государственные стандарты; 2. Со второго класса ведется преподавание иностранного языка (английский). Организована внеурочная деятельность во второй половине дня:
Используются следующие формы учебных занятий: урок, урок-игра, смотр знаний, защита творческого проекта лекция, практикум, семинар, зачет, защита творческого проекта и др.;
Домашние задания носят репродуктивный, тренировочный, практический и творческий характер, включая работу по ИОТ. Общешкольные творческие дела и внеклассные мероприятия, индивидуальные консультации, общешкольные творческие дела и внеклассные мероприятия организованы во второй половине дня. Внеурочная деятельность дополняет учебную и направлена на развитие обучающихся.
Сведения о материально-технической базе Типовое двухэтажное здание проектной мощностью на 120 ученических мест было построено в 1990 году. Общая площадь – -2516 кв.м.. Техническое состояние здания удовлетворительное. Отопление осуществляется через электрическое. Электроснабжение централизованное, подводка к зданию выполнена воздушной линией. Имеется телефонная связь. Пришкольная территория заасфальтирована. Имеется пришкольно-опытный участок площадью 0,6 га, овощехранилище вместимостью 10 тонн. В школе функционирует 9 учебных кабинета, библиотека, школьный краеведческий музей. Состояние учебных кабинетов хорошее. Хранение учебно–наглядных пособий и дидактического раздаточного материала систематизировано. Для успешного ведения учебной деятельности школа в основном обеспечена соответствующей мебелью, в учебном процессе используются 4 персональных компьютера, электронные учебники, цветной телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, ксерокс, сканер, принтер и другие виды оргтехники. Имеется доступ в Интернет , установлено лицензионное программное обеспечение ; организована локальная сеть. В сентябре 2008 года по национальному проекту «Образование» школа получила интерактивную доску, мультимедийный проектор в кабинет географии, кабинет биологии с соответствующей мебелью и оборудованием. Спортивный зал площадью 288 кв. м оснащен перекладиной, брусьями, канатами, баскетбольными щитами, волейбольной сеткой, гимнастическим оборудованием. Волейбольные, баскетбольные и футбольные мячи имеются, но в недостаточном количестве. Для лыжного инвентаря отдельно оборудована лыжная база. Сооружена спортивная площадка с соответствующими элементами. Комбинированная учебная мастерская оснащена сверлильным, точильным, фрезерным и токарным станком по дереву, верстаками; имеются необходимые инструменты и принадлежности. В библиотеке оформлены информационный уголок, книжные выставки. Книжный фонд насчитывает 10 тыс. экземпляров, из них 6 тыс. учебников, 4 тыс.экземпляров художественной литературы. Заказы на республиканские, федеральные издания составляются вовремя и в соответствии с потребностями. Школа выписывает периодические издания на 5000 рублей. Все издания подшиты и хранятся в библиотеке. Ведется определенная работа по привитию любви к чтению: проводятся тематические вечера в форме литературных игр, читательские конференции. Школьная столовая на 40 посадочных мест укомплектована необходимым перечнем технологического оборудования, имеет сертификат на приготовление пищи. Для всех учащихся организовано горячее питание; учащиеся из многодетных семей получают дополнительное горячее питание. Для улучшения питания школьников используются овощи и фрукты, выращенные на пришкольно-опытном участке. Тепловой режим в школе соблюдается. Уровень освещенности соответствует требованиям. Согласно санитарно-гигиеническим требованиям два раза в день проводится влажная уборка помещений. Администрация школы уделяет внимание соблюдению пожарной безопасности. Составлен план мероприятий по пожарной безопасности.. План эвакуации на случай пожара обновлен. Составлен оперативный план тушения пожара. В школе на данный момент имеются пожарный щит и 6 огнетушителей со сроком действия до 2013 года. Ведется журнал учета первичных средств пожаротушения. В 2008 году крыша школы и к заземлены с контуром. Станочное оборудование в учебной мастерской, технологическое оборудование в столовой имеют заземления и зануление.. В коридоре оформлен стенд по пожарной безопасности. В школе 4 запасных выхода, имеется световое табло. Приказом по школе утверждена типовая инструкция по пожарной безопасности. Журнал регистрации противопожарного инструктажа ведется. Работа по охране труда ведется согласно нормативным и учетным документам по охране труда для образовательных учреждений. В сентябре изданы приказы, регламентирующие работу по охране труда и технике безопасности.. Созданы условия, соответствующие нормам по охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии. Проверенная документация по охране труда ведется правильно и аккуратно. В учебных кабинетах и в столовой осуществляется естественная вентиляция. В спортивном зале, во всех учебных кабинетах, кабинетах-мастерских имеются акты-разрешения на проведение занятий, акты испытания на прочность и надежность спортивных снарядов. Электрические розетки маркированы. Электрощиты в хорошем состоянии. В августе 2009 года проведены измерения сопротивления и заземления осветительной сети и оборудования. Заведены журналы регистрации несчастных случаев на производстве и с обучающимися. В кабинетах имеются медицинские аптечки, укомплектованные медикаментами, с описью, инструкцией по оказанию первой помощи и номерами телефонов экстренной помощи. Техническое состояние школы удовлетворительное и соответствует требованиям в части количества учебных кабинетов и лабораторий, оборудования и уровня оснащенности. Состояние охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности соответствует стандартам в области обеспечения жизнедеятельности обучающихся и работников образовательного учреждения. Нормативно-правовая база сформирована и позволяет осуществлять деятельность учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан в области образования. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа д.Старошареево муниципального района Кармаскалинский район РБ является юридическим лицом. Использование ИКТ. Школа подключена к Интернету, по высокоскоростной линии. Инновационные процессы, происходящие в настоящее время в школе, связаны с использованием электронных носителей информации для индивидуализации учебной деятельности. Повысилась активность учителей при разработке программно-методической продукции. Владеют навыками работы на компьютере более 70% учителей. Получила развитие материальная база школы: информационно-технические условия организации педагогического процесса в полной мере обеспечивают функционирование и развитие общеобразовательного учреждения
Приведённые факты указывают на хорошие результаты реализации Программы развития школы за 2006 – 2010 годы и творческое состояние школы на период окончания реализации программы. Но есть ряд областей деятельности школы нуждающихся в административных, технологических, финансовых или творческих усилиях для их совершенствования и модернизации. Новые задачи ставит перед школой и президент нашей страны. Большой приток талантливой педагогической молодёжи значительно обострил вопрос дальнейшего совершенствования образовательного процесса школы и поставил вопросы о безболезненной и постепенной смене педагогических поколений, об эффективной передаче молодым педагогам опыта, накопленного мастерами педагогического труда, при сохранении позитивной динамики качества образования. Второе важное противоречие состоит в том, что в настоящее время стремительные информатизация и модернизация оснащения образовательного процесса ещё не привели к столь же существенному совершенствованию педагогических технологий. Техника приобретена, но используется в образовательном процессе ещё недостаточно эффективно. Другой крайностью становится использование современных технологий не ради образовательного результата, а как своеобразной самоцели: технология ради самой технологии, попытка не отстать от требований времени. Эти противоречия поставили перед администрацией и педагогическим коллективом школы новые вопросы:
Именно, исходя из указанных противоречий и вопросов, и была сформулирована концепция Программы развития школы на 2010 – 2015 гг. 1.3. Концепция Программы развития на период 2011 – 2015 гг.
Разработка Программы развития школы на 2011 – 2015 годы ориентирована на выполнение тех стратегических задач в области образования, которые сформулированы в следующих документах: Закон РФ и РБ «Об образовании»; Приоритетный национальный проект «Образование»; Президентская инициатива «Наша новая школа»; Основания для разработки программы: - Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36) - Основные направления деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р); - Приоритетный национальный проект «Образование» на 2009-2012 годы; - Федеральная целевая программа развития образования; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МО и Н РФ от 6 октября 2009г. № 373); - Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 в редакции от 13.02.2009 г. Из нормативных документов следует, что одной из главных задач на современном этапе является задача повышения качества образования. Выполнение этой стратегической задачи проходит в условиях значительных перемен не только в содержании образования, что, в первую очередь, предусматривают образовательные стандарты нового поколения, но и в стремительных изменениях в средствах обучения в связи с оснащением учебного процесса компьютерной и мультимедиа аппаратурой, а также в необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Однако использование новейших средств обучения и инновационных педагогических технологий не может являться самоцелью и само по себе не способно обеспечить требуемый рост качества образования, под которым понимается не только рост процента успеваемости и процента качества знаний обучающихся, но и степень овладения компетентностями, и уровень подготовленности обучающихся к самоопределению и адаптации в социуме. Высокого качества образования в сегодняшней школе невозможно добиться крайними подходами – опорой только на годами отлаженную урочную систему или безоглядным следованием исключительно новым образовательным веяниям и модам. Непререкаемая традиция и сплошная инновация являются в современной образовательной ситуации двумя крайностями, взаимоисключающими и не способными обеспечить решение современных образовательных задач. Высокого качества образования можно добиться лишь в поисках своеобразной золотой середины. Образовательный процесс должен сохранить то позитивное, что выработано десятилетиями лучшей советской и российской школьной практики и обогатиться модернизированной образовательной средой и современными педагогическими технологиями, при этом сохраняя стратегическую цель – повышение качества образования. Исходя из вышеизложенного, тема Программы развития школы на 2011 – 2015 годы сформулирована следующим образом: «Управление качеством образования на основе сохранения традиционных и освоения новых информационных технологий» Ключевыми понятиями в формулировке темы являются понятия «традиция», «инновация», «качество образования». Под качеством образования понимается степень овладения обучающимися знаниями, навыками и компетентностями, уровень воспитанности и культуры обучающихся, их подготовки к социальной адаптации, а также степень востребованности образовательного учреждения среди населения. Понятия «традиция» и «инновация» трактуются в данном проекте достаточно широко – как своего рода идеология, определяющая образовательную деятельность школы не только в основном учебном процессе, но и в дополнительных учебно-воспитательных воздействиях, формирующих образовательное пространство школы. Иными словами, синтез традиции и инновации – есть соединение лучшего старого и лучшего нового, эффективной традиции и эффективных новшеств, что должно стать основным подходом к урочной практике, к функционированию системы дополнительного образования, к воспитывающей деятельности школы, к системе управления качеством образования. Осуществление подобного подхода невозможно без основных управленческих механизмов его реализации, которыми являются: 1. директор школы;
1. МО классных руководителей 2. совет школы
1.4. Проект Программы развития школы Наименование Программы: «Управление качеством образования на основе сохранения традиционных и освоения новых информационных технологий». Разработчики Программы: педагогический коллектив школы. Исполнители Программы: администрация, педагогический коллектив школы, коллектив обучающихся, родительская общественность. Назначение Программы: Программа является инструментом управления развитием образовательного процесса и учреждения в целом. Она предназначена для систематизации управления развитием общеобразовательного учреждения, а также разработки и реализации комплекса мер, направленных на достижение школой качества образования, адекватного запросам современного российского общества, уровню развития педагогической науки и меняющимся социально-экономическим условиям; на становление демократического уклада школы как действующей модели гражданского общества. Нормативно-правовые основы Программы: Программа не противоречит действующему международному, федеральному и региональному законодательству и нормативно-правовым актам, регулирующим образовательную деятельность, Уставу МОБУ ООШ д.Старошареево. Программа опирается на концептуальные положения Приоритетного национального проекта «Образование» в части развития системы общего образования. Программа реализует принципы гуманистического образования, закрепленные в следующих нормативных документах: Конвенции о правах ребенка ООН, Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Законе РФ и РБ «Об образовании», Стратегии модернизации образования, одобренной Правительством РФ. Цель Программы: Исследование нового подхода к организации образовательного пространства школы. Задачи Программы: 1.Разработка структуры и механизма реализации концепции программы. 2. Формирование информационной культуры членов образовательного сообщества через внедрение новых информационных и компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс школы как основа успешности выпускника школы и роста профессиональной компетентности обучающегося и учителя. 3.Обеспечение качественного выполнения государственных программ предметов учебного плана. 4.Создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей такую степень сотрудничества ученика с учителем, когда тезис «я сам» становится определяющим фактором развития и самоопределения личности обучающихся. 5.Осуществление координации всех школьных структур в работе по достижению равновесия традиции и инновации во всех сферах деятельности школы. 6.Обеспечение распространения накопленного опыта по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе. 7.Обеспечение сохранности и укрепления здоровья обучающихся за счет создания безопасных и комфортных условий в школе. Приоритетные направления Программы: использование многообразия традиционных и современных информационно-образовательных технологий для решения реальных жизненных проблем обучающихся, развития умения системно мыслить и адаптироваться к быстрым изменениям современной жизни. Ожидаемые результаты Программы: - активизация деятельности всех структур школы. -перевод школы в устойчивый режим инновационной деятельности; -повышение показателей обученности обучающихся в текущем образовательном процессе, а также при прохождении итоговой аттестации и продолжения образования на более высокой ступени. -оптимизация условий для реализации прав обучающихся на непрерывное образование; -качественное обновление содержания образования на основе ИКТ; -формирование системы компетентностей учителя и обучающегося; -повышение эффективности управления образовательным процессом. Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы: - увеличение численности компетентных педагогических кадров, повышающих свою профессиональную квалификацию в рамках личных индивидуальных траекторий развития. - рост числа автоматизированных рабочих мест для обучающихся и учителей. - увеличение численности обучающихся, использующих в своей учебной деятельности локальную сеть Интернет, медиатеки, электронные учебники. - увеличение численности выпускников, освоивших образовательный стандарт в рамках очно-заочной формы обучения с использованием современных информационных технологий; - увеличение численности обучающихся, владеющих навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, выполняющих работы исследовательского характера и творческие проекты ; - увеличение численности обучающихся, занимающихся в системе дополнительного образования; - увеличение численности выпускников с высокими показателями результатов качества подготовки на всех трех ступенях образования. Этапы реализации Программы: Программа рассчитана на период 2011-20015 гг. Этапность реализации Программы предполагает: 1.Подготовительный этап. Январь 2011 – март 2011г. (определение концептуальных ориентиров развития школы, миссии учреждения и стратегии образовательной деятельности, разработка и утверждение Программы развития школы).Выработка концепции. 2. Диагностико-моделирующий этап. Март 2011 - январь 2012 (определение критериев и показателей качества образовательного процесса в школе, проведение диагностики, построение и апробация концептуальной модели развития школы, моделирование и реализация инновационных направлений развития школы, обеспечение необходимых условий для их реализации). 3. Формирующий этап. Январь 2012 – январь 2014 (внедрение инновационных образовательных программ, применение соответствующих современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса на уровне современных требований к условиям его осуществления, изучение эффективности качества школьного образования и коррекция модели развития школы). 4. Итогово-обобщающий этап. Январь 2014 – январь 2015 (проведение итоговой диагностики эффективности реализации Программы; обобщение опыта деятельности школы, оформление и публикация результатов проведенных исследований и реализованных инноваций). Определение потерь, трудностей, противоречий в реализации Программы развития. Определение дальнейших перспектив развития школы. Раздел 2. Совершенствование деятельности всего образовательного пространства 2.1. Обновление образовательных стандартов Реализация Программы развития школы по теме «Управление качеством образования на основе сохранения традиционных и освоения новых информационных технологий в условиях многопрофильной школы»» охватывает следующие основные области образовательного пространства: 1. традиционная классно-урочная система и внедрение новых педагогических технологий в процесс обучения; 2. школьные традиции и инновации в воспитывающей деятельности школы; 3. инновационный подход к организации традиционной методической работы педагогов, олимпиадного движения и научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся. На сегодняшнем этапе развития образования никакая опытно-экспериментальная работа не позволяет совсем отказаться от классно-урочной системы как основы организации процесса обучения. Однако классно-урочная система как оплот традиции в сегодняшней образовательной системе выполняет роль своеобразной платформы для разработки, апробирования и внедрения в процесс обучения новых педагогических технологий. Современная педагогическая наука и передовая школьная практика (не без определённых разногласий) определяет целый ряд новых педагогических технологий, служащих усовершенствованию традиционных подходов к обучению. Можно определить два основных подхода в использовании новых обучающих педагогических технологий: 1. Использование инноваций в рамках традиционного урока. 2. Внедрение нестандартных форм организации процесса обучения как альтернативы традиционному уроку.
2.2. Внедрение современных образовательных и информационно-коммуникативных технологий в рамках традиционного урока Инновация на уроке не самоцель, а лишь средство достижения наивысшей результативности процесса обучения. Поэтому урочная система в школе, в первую очередь, опирается на традиционную типологию, ориентированную на целевую природу урока:
4. урок повторения; 5, урок систематизации и обобщения нового материала;
В зависимости от целеполагания конкретного урока, каждый учитель на любом его этапе или на уроке в целом вправе избрать оптимальные педагогические технологии, в том числе инновационные, если их синтез с традиционными позволит добиться наивысшей результативности, т.е. приведёт обучающихся к новому качеству образования. Программа развития рекомендует учителям использование в рамках традиционного урока следующие инновационные обучающие технологии интерактивного характера: 1. имитационные, ролевые игры – искусственно созданные учебные ситуации, служащие развитию творческой активности обучающихся в коллективном поиске с элементами театрализации; 2. тренинги и тесты – учебные ситуации, требующие логических усилий, с применением либо множительной техники, либо ИКТ; 3. игровое проектирование – совместная подготовка, обоснование и защита какого-либо проекта в рамках изучения текущего учебного материала; 4. мозговой штурм – свободное выдвижение смелых, неожиданных идей и гипотез по поставленной учебной проблеме; 5. творческие мастерские – отработанная технология творческого применения изучаемого материала; 6. мастер-классы – обмен опытом успешной исследовательской или иной учебной деятельности; 7. дискуссии, диспуты – организация конфликтного обсуждения спорной, неоднозначной учебной проблемы; 8. технологии обратной связи – послеигровые обсуждения, рефлексия, обучение умению оценивать ход и результаты изучения; 9. групповые (или парные) технологии – коллективное участие в решении проблемы с определённым распределением учебного материала или ролей; 10. собственно информационно-коммуникативные технологии – использование компьютерной и медиааппаратуры в качестве наглядной передачи учебного материала, иллюстрирования или диагностики на любом из этапов урока любого типа. Главной особенностью инноваций в рамках традиционного урока является её использование в развивающих целях и для обеспечения оптимальности выполнения целей урока. 2.3. Внедрение нестандартных форм организации учебного процесса как альтернативы традиционному уроку Большинство нестандартных форм организации учебного процесса, являясь инновацией, на самом деле не становятся стопроцентной альтернативой традиционному уроку, скорее они являются альтернативой структуре современного урока, а не его заменой. Поэтому в школьной практике применение этих нестандартных форм не означает полного отказа от классно-урочной системы, а определяет инновационные виды урока в дополнение к традиционным. В рамках Программы развития педагогам рекомендованы следующие виды инновационного урока: 1. урок-игра– чаще применяется на 1 и 2 ступенях обучения, имеет широко распространённую практику и бесконечное разнообразие игровых учебных форм; 2. урок- экскурсия (или путешествие) – может быть заочным с предварительной подготовкой обучающихся или реальным – с выездом за пределы здания школы; 3. урок-исследование – имитирует структуру и ход исследования поставленной перед обучающимся и учителем проблемы; 4. урок-диспут – организация конфликтного, аргументированного обсуждения спорной или нерешённой проблемы; 5. урок-суд– проводится на основе игрового распределения ролей и поставленной цели – вынесения приговора тем или иным персоналиям или явлениям; 6. урок-пресс-конференция– проводится учителем, гостем или специально выделенной группой учащихся-экспертов с обязательной подготовкой остальными учащимися класса вопросов по рассматриваемой проблеме; 7. видео-урок (аудио-, медиа-) – просмотр целостного материала или фрагментов с предварительно поставленной перед классом целевой установкой; 8. урок-концерт (или конкурс)– показ индивидуальных или групповых творческих заданий; 9. урок-защита проекта; 10. урок-тест – организация диагностики знаний с помощью множительной или медиааппаратуры в форме, приближенной к ЕГЭ; 11. лекционно-семинарская и зачётная практика в старших классах – лекция читается всей параллели в лекционном зале, а семинары, конференции и зачёты проводятся для классов в рамках урока или элективного курса (подготовка старшеклассников к адаптации к вузовской системе). Основным преимуществом внедрения нестандартных форм организации учебного процесса является внесение разнообразия в текущие учебные будни, что влечёт за собой повышение учебной мотивации и – как результат – развитие творческих способностей учащихся и рост качества образования.
2.4. Программа поддержки талантливых детей Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современной школы. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Цели и задачи работы с одаренными детьми В работе с одаренными детьми школа преследует две основные цели: 1. Выявление одаренных детей; 2. Создание условий, способствующих оптимальному развитию. Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи: -ознакомление учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми; -проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, показывающих высокую результативность в различных областях деятельности. -подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определять наличие одаренности. Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи: -отбор и применение методов, форм, приемов обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления и творчества; -предоставление обучающимся возможности совершенствовать свои способности в совместной деятельности с научным руководителем; -разработка гибких индивидуальных программ обучения обучающихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена; -проявление уважения к индивидуальности ребенка. -формирование умения учиться -воспитание навыков общения; -обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей. Для достижения успеха потребуется соблюдения следующих условий: 1. Осознание важности работы каждым членом коллектива; 2. Создание и совершенствование методической системы; 3. Признание работы с одаренными детьми приоритетным направлением работы школы; 4. Привлечение к работе с одаренными обучающимися педагогов, обладающих определенными характеристиками; 5. Умением воспринимать критику; 6. Способностью помогать и поддерживать ребенка; 7. Уверенностью в собственной компетентности и возможности решать возникающие проблемы; 8. Способностью ценить, уважать и оберегать чувство собственного достоинства других людей; 9. Стремление к самообразованию и саморазвитию; 10. Постоянное снижение учебной и психологической перегрузки обучающихся; 11. Создание подсистемы диагностики одаренности обучающихся школы и организация ее эффективного функционирования; 12. Расширение и развитие деятельности психологической службы; 13. Признание работы с одаренными детьми приоритетным направлением в системе научно-методической и опытно-эксперементальной работы учителей школы.
План реализации программы
2.5. Программа «Здоровье школьников»Цель программы: формирование здоровой школьной среды через создание единой образовательно-оздоровительной системы укрепления здоровья обучающихся. Задачи программы: 1 Обеспечить формирование мотивации обучающихся: к стремлению заботиться о своем здоровье, к умению вести здоровый образ жизни; учителей: к валеологизации учебно-воспитательного процесса, к освоению валеологических технологий в учебном процессе;на деятельность по сохранности своего здоровья родителей: на совместную деятельность по вопросам формирования ЗОЖ детей через систему просветительной работы. 2 Построить диагностическую систему отслеживания уровня состояния здоровья детей в форме мониторинга. 3 Организовать методическую поддержку педагогам в реализации цели программы. 4 Установить эффективные пути контакта с медицинскими службами района для организации лечебно - профилактической работы, а также мероприятий по немедикаментозной терапии в школе; для профилактической работы по решению проблем наркомании, курения и алкоголизма.
Содержание программы 1. Совершенствование нормативно-правовых условий, сохранение и развитие здоровья обучающихся.
2. Создание комплекса управленческих условий, включающих: организационно-содержательные, информационно-аналитические, мотивационно-целевые, контрольно-диагностические
3. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья обучающихся
4. Формирование информационно-экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по сохранению здоровья обучающихся
5. Работа с обучающимися и родителями
2.6. Организация воспитательной системы В общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том, что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству. Поворот российской школы к ребенку, вызывающий повышенный интерес педагогов к идеям развивающего и личностно-ориентированного образования, побудил к поиску инновационных способов образований деятельности. Анализ научных исследований и учет специфики функционирования школы говорят о целесообразности выбора системного и личностно-ориентированного подходов воспитания. При этом воспитание понимается нами как содействие становлению конкурентно способного профессионала, личности, стремящейся к самосовершенствованию. Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации.
Воспитательной работы в школе направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, оределенной в Конституции Российской Федерации, Законе РФ и РБ «Об образовании», Федеральной прорамме развития образования, Национальной доктрине образования в РФ, Нацинальной образовательной программе «Наша новая школа» Основной целью данной программы является создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой и гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе Задачи: 1. Создание условий для развития творческих способностей, инициативности, самостоятельности учащихся с учетом интересов, склонностей, личностных и возрастных особенностей. 2. Обновления содержания образования: - развитие и внедрение инноваций в образовательных технологиях; - координация и стимулирование поисковых разработок. 3. Формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности. 4. Развитие системы самоуправления учащихся. 5. Создание условий для укрепление здоровья учащихся, профилактики правонарушений.
Приоритетные направления воспитательной работы школы.
Ожидаемые результаты:
7. Готовность ученика к самостоятельному выбору и принятию решения, усиление ответственности за последствия своих поступков. Для воспитательной системы характерны: 1. развитие, ориентация учащихся и учителей на творчество; 2. глубокая интеграция основного и дополнительного образования; 3. благоприятный психологический климат; 4. представление права выбора; 5. поиск личностно-ориентированных технологий и форм воспитания.
К системообразующим видам деятельности можно отнести: - познавательную; - научно-исследовательскую; - творческую; - досуговую деятельность.
Структура воспитательной системы 1. Целенаправленность в воспитательной работе. Цели, определенные воспитательной системой, приняты всеми участниками педагогического процесса. 2. Основные методы воспитания. а) Единые педагогические требования б) Мотивация обучающихся на самовоспитание. Организовать воспитательную работу так, чтобы целенаправленно пробудить и вызвать потребность у обучающихся изменить себя. в) Педагогическая индивидуальная поддержка. 3. Школьная воспитывающая среда. а) Школьный и классный коллектив. Воспитательная система предполагает включенность в систему каждого класса. б) Организация ученического самоуправления. в) Традиции школы. 4.Воспитание на уроке. 5. Система работы классного руководителя. а) Согласованность воспитательных целей с общими. б) Реализация программы нравственного и патриотического воспитания через классные часы. в) Применение технологии индивидуальной педагогической поддержки.
6. Для воспитательной системы характерны: 1. развитие, ориентация учащихся и учителей на творчество; 2. глубокая интеграция основного и дополнительного образования; 3. благоприятный психологический климат; 4. представление права выбора; 5. поиск личностно-ориентированных технологий и форм воспитания.
7. К системообразующим видам деятельности можно отнести: - познавательную; - научно-исследовательскую; - творческую; - досуговую деятельность.
Сферы внеурочной воспитывающей деятельности в образовательном учреждении: 1. общешкольные традиции; 2. воспитывающая деятельность в классных коллективах; 3. работа с родителями; 4. ученическое самоуправление; 5. система дополнительного образования.
Программа представляет собой систему подпрограмм: « Я – Россиянин» «Здоровье» «Семья и школа» «Наши традиции» «Мой досуг»
2.7. Создание условий для развития творческих способностей и самореализации учительского потенциала Задачи: 1. Создание системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. 2. Механизмы пополнения школ новым поколениям учителей. 3. Модернизация повышения квалификации. 4. Развитие сетевого взаимодействия учителей. 5. Модернизация системы педагогического образования (возрастание роли психолого-педагогической подготовки, ИКТ – подготовки). 6. Новая система аттестации педагогических и управленческих (включая новые квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей). 7. Достойное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсионные системы обеспечения учителей, привлечение «пенсионеров» в качестве воспитателей, организаторов самостоятельной и внеклассной работы). Перечисленные в названии раздела направления работы реализуются в рамках функционирования методического совета и методического кабинета школы. Принципиально новым является подход, при котором методическая работа с педагогами неразрывно связана с работой с одарёнными детьми, которые как раз и участвуют в предметных олимпиадах и научно-исследовательской деятельности. При таком подходе олимпиадное движение и научно-исследовательская деятельность педагогов и обучающихся становятся составной частью, одной из областей работы методического совета. Организация работы методического совета Методический совет ежегодно составляет развёрнутый план работы, предусматривающий следующие традиционные и инновационные разделы: 1. Определение целей, задач, отбор оптимального содержания основных и дополнительных учебных программ, составляющих данную образовательную область. 2. Разработка и отбор оптимальных педагогических технологий для реализации учебных программ в соответствии с целями школы. 3. Создание методического обеспечения для реализации основных и дополнительных учебных программ данной образовательной области. 4. Анализ результативности реализации основных и дополнительных программ данной образовательной области. 5. Психолого-педагогическое и методическое совершенствование учителя, участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе.
Перспективный план работы методического совета школы на 2011 – 2015 годы
Система мероприятий по реализации программ «Обновление образовательных стандартов» и «Развитие учительского потенциала»
Раздел 3.Способы отслеживания результатов и преполагаемые формы их представления
- Размещение ежегодного открытого отчета о реализации Программы на школьном сайте; - Проведение открытых мероприятий на базе школы; - Участие в сетевых ИНТЕРНЕТ-конференциях по предложенным темам; - Публикации материалов проекта в традиционной педагогической прессе.
+Раздел 4. Основные направления развития ресурсной базы школы на 2011-2015гг. в процессе реализации Программы развития
Реализация Программы развития школы потребует развития ресурсной базы школы по трём основным направлениям: - материально-техническое обеспечение; - учебно-методическое обеспечение; - финансовое обеспечение.
4.1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса школы Реализация Программы развития потребует приобретения за счёт средств, поступающих из внебюджетных источников, следующего оборудования:
3. 10 баскетбольных, волейбольных и футбольных мячей для качественной организации учебных и внеучебных занятий физической культурой; 4. 1 баян для кабинета музыки. 4.2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Главными задачами развития учебно-методического обеспечения реализации Программы развития являются: 1. существенное пополнение фонда учебной, методической и художественной литературы в библиотеке , в учебных кабинетах; 2. создание современной, хорошо оснащённой медиатеки для хранения и использования в образовательной деятельности продуктов инновационных технологий; 3. выведение портфолио учителей на более современный, мультимедийный уровень; создание сетевых портфолио; 4. создание мультимедийных портфолио обучающихся 9-11 классов школы; 5. переход к системе электронных дневников учащихся и к составлению расписаний с помощью компьютерных программ. 4.3. Финансовое обеспечение реализации Программы развития Реализация Программы развития школы на 2011 - 2015 годы потребует финансовых средств из бюджетных и внебюджетных источников. Основные мероприятия
|